Праведник общины

Фридкис Александр Абрамович
Шмист Аркадий Леонидович

У каждой нации есть люди, которыми она по праву гордится. Был  такой человек и у нашей Днепропетровской еврейской общины. Это Аркадий Леонидович Шмист, трагически погибший несколько лет назад в Израиле. Он стоял у истоков возрождения еврейства в городе, организации еврейской школы. У многих членов еврейской общины и учителей моей школы самые теплые воспоминания об этом человеке. Одно из них - воспоминание управляющего Днепропетровской еврейской общины Александра Абрамовича Фридкиса.







Шмист и наша еврейская школа.

Каплунская Анна Яковлевна 

1991 год. Так называемый перестроечный, непростой и непонятный для всех граждан бывшего Советского Союза. Именно в этом году летом моему мужу Каплунскому Семену Исааковичу поступило неожиданное предложение – возглавить несуществующую еврейскую школу. И это в то время, когда еврейства практически не существовало. Чтобы выжить, люди ассимилировали. Многие выходили замуж или женились на русских, меняли фамилии. Но, как говорится, бьют не по паспорту, а по носу. За 70 лет существования советской власти во многих еврейских семьях, к сожалению, были утрачены еврейские традиции, законы, на которых строилась еврейская семья, еврейский дом, взаимоотношения между людьми. Время для евреев было страшное – уничтожались синагоги, ешивы. Но всегда существовали бесстрашные люди, которые разговаривали на идише, помнили традиции своей семьи. Были такие люди и в нашем городе. Это Аркадий Леонидович Шмист, Григорий Натанович Король, Александр Абрамович Фридкис. Они учили Тору, иврит, традиции, пытались учить этому других. В 1990 году в город приехал посланник Любавического Ребе Шмуэль Каминецкий. В 90-е годы появилась надежда на то, что возможно возрождение еврейства, и во все уголки бывшего Советского Союза были отправлены такие посланники. Папа Шмуэля Каминецкого был в нашем городе раввином, и вся семья Каминецких приехала именно в наш город. Реб Шмул – молодой, прогрессивный, дальновидный человек, сознающий свою миссию. Вскоре в синагоге, кроме стариков, стала появляться молодежь. Ведь любую общину следует возрождать именно с молодежи, которая и будет нести еврейство в свои семьи. Так появилась идея создания еврейской школы. Дело в том, что до войны в нашем городе было много еврейских организаций: ешив, училищ, больниц, молельных домов. А теперь нужно было убедить местные органы самоуправления в том, что еврейская школа необходима.


Шмист Аркадий Леонидович

Для этого  Шмист организовал акцию. Группа людей во главе с Аркадием Леонидовичем пришла к зданию горисполкома и устроили нечто вроде забастовки. Шмист был удивительным человеком. Врач по профессии, он обладал целым рядом замечательных качеств: у него было умение мгновенно принимать решение и стоять на своем, упорство, целеустремленность, настойчивость, желание отстаивать свою позицию. Все это понадобилось Аркадию Леонидовичу, чтобы заветная мечта о создании еврейской школы сбылась. Шмиста я знала много лет. Мы росли с ним в соседних дворах, хотя, будучи взрослыми, практически не общались. Аркадий Леонидович назначил мне встречу. Тогда я впервые увидела детей, которых родители не побоялись отдать в так называемую еврейскую школу. Школа – это сказано громко. Группка детей в возрасте от 6 до 10 лет. Аркадий Леонидович предложил мне работать завучем в этой частной еврейской школе. Несмотря на то, что я росла в верующей семье, я была советской учительницей, активной комсомолкой, и предложение Шмиста мне показалось сомнительным. Я отказалась, но через год школа была организована!



Как приступить к работе? Собрали первым делом списки учителей еврейской национальности, но лишь 3-4 человека сделали этот первый смелый шаг. Наступило время собирать детей. Некоторые люди, зная Семена Исааковича, смело отдали детей именно в его руки. Другие пришли в школу благодаря «сарафанному радио». Третьи потому, что их детей обзывали «жидами» в обычной школе. К 1 сентября 22 года назад в школе было 214 учеников. Здания своего не было. Статуса школы поначалу мы не имели – только еврейские классы. Директор 58 школы решился нас принять в своем здании. Учились во 2 смену.


Король Григорий Натанович 
Многие выпускники первых лет до сих пор с теплотой вспоминают школу. Они известные, успешные люди, кое-кто стал спонсором еврейской общины.
Помещение нашей, родной 144 школы, раньше было интернатом. Полуразрушенное здание, отданное нам в конце 1992 года. Власти города посчитали, что еврейская община найдет деньги для ремонта. В первый год в новом здании в школе было 6 первых классов. Популярность необыкновенная. В школу принимали не по галахическому закону, как сейчас, и потому 800 с лишним живых еврейских глаз смотрели на тебя и ожидали чуда. Отношения в школе были теплые, домашние, семейные. Все дети знали друг друга, помогали, старшеклассники заботились о малышах. Учебников по ивриту, еврейским традициям не было. Первым учителем еврейских традиций был именно Аркадий Шмист. Позже открылись махон, ешива. Мой внук Илья Каплунский окончил нашу ешиву и сейчас возрождает еврейство в самых отдаленных уголках страны. Главное – это духовное воспитание ребенка, человека. И у истоков этого воспитания стоял именно Аркадий Леонидович Шмист, светлая ему память.
Каплунская А.Я.